Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Зрелый возраст.
Особенности организма в зрелом возрасте.
Этот период охватывает возраст от 20 (21) до 60 лет. Он разделен на возрастные этапы, имеющих свои особенности и отличия. В зрелом возрасте человек поглощён собой и обществом.
Различия в физиологии и психологии между мужским и женским полом очень существенны. Это нужно учитывать. Понимать, что чувства, ум опыт, восприятие и отношение к окружающему миру – все это определенные различия.
Зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности.
Происходит его становление в •профессиональном плане, он переходит 'на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя.
Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями.
Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.
Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).
Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.
В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознанно подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.
Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. для этого возраста. Характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются.
Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.
Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека.
Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом это зависит непосредственно от человека, оттого, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.
В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета.
В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья - это то, что в большей степени занимает человека в этот период. В этом возрасте есть одна основная проблема - выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач.
Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом, на него ложится ответственность за других.
В этот период у человека чаще всего есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.
В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя на столько, на сколько позволяет его физическое и психическое состояние.
С мужчиной происходят те же закономерные изменения, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.
Порой не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого порядка, чем. это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем), и тому подобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими,
Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса (или уже переживает его). Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые разнообразные - от кулинарии до философии, - и часто буквально в один день может принимать решение об изменении образа жизни и осуществлять его с завидной педантичностью.
Мужчина и женщина – разные, что создает определенную гармонию, возможность уравновешивать недостатки и раскрывать достоинства. Различие между женщиной и мужчиной еще и в том, как они воспринимают внешнюю окружающую среду. Главным образом, мужчина воспринимает практически все через зрение, а женщина по средствам речи. Не зря существует такая пословица: «Мужчина любит глазами, а женщина ушами».
Особенности женщины связаны с ее высокоразвитой эмоциональной чувствительностью, которая заложена ее природой материнства, ярче выражается инстинкт продления рода, который состоит из материнства и полового влечения.
Свойства женщины постепенно меняются. Женщина с возрастом меняется как внешне, так и внутренне, и самый её расцвет падает на 30-45 лет (зрелые годы). В психологии половое влечение у человека получило название либидо. Потребность половой жизни у мужчин до 25 лет в среднем значительно выше, чем у женщин. Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-28 годам, максимум - 28- 30 годам и держится на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. Нередко мужчины переоценивают физиологическую потребность в половой жизни у молодых женщин и недооценивают ее у женщин зрелого возраста. Так, многие жены до 30 лет жалуются, что мужья их в половом отношении слишком активны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недостаточную половую активность мужей. Зрелый возраст – это возраст сексуального наслаждения. Ярче проявляется страсть по отношению к любимому мужчине.
Сохранение и восстановление здоровья у женщин зрелого возраста является одной из актуальнейших проблем современности.
По данным статистики, чаще всего к психологу обращаются женщины зрелого возраста (35-50 лет), так как именно они испытывают большие трудности в социально-психологической адаптации. Проблемы, с которыми сталкивается женщина в этот период жизни, с одной стороны, являются типичными, а с другой - воспринимаются как кризисные. Изменение образа «Я» в зрелости требует адаптации с помощью психофизиологических, психологических и поведенческих перестроек. В первую очередь важно приспособиться к психофизиологическим изменениям, которые происходят на фоне гормональной перестройки организма. Также важно осознать и принять изменившееся психологическое пространство Своей семьи (вырастают дети), освоить новые семейные роли, взглянуть назад и переосмыслить пройденное. Необходимо решить проблему определения своего места в системе социальных отношений (часто женщина этого возраста переживает феномен кухонного бунта, серьезно задумывается о своем профессиональном развитии и карьере). Для женщины - это определенный стресс, негативно влияющий на жизнедеятельность и понижающий ее адаптивность.
Выделено четыре типа ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью, характеризующих уровни его развития:
репродуктивный, воспроизводящий, усвоенный ранее стереотип поведения;
спонтанно-деятельное отношение к здоровью - нечеткое определение целей физкультурно-оздоровительной деятельности, низкая активность и мотивация в реализации собственных усилий по сохранению и укреплению здоровья, отсутствие компетентности в вопросах ЗОЖ;
адаптивный, обладатели которого проявляют приспособительное поведение к имеющимся условиям, имеют ограниченные житейские представления о ЗОЖ, но положительное отношение к сохранению здоровья, не требующее активных действий, несформированную потребность в регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности при осознании ее значимости для здоровья;
самосохранительный, при котором проявляется оптимизация образа жизни, сохраняющего здоровье; его восприятие как ценности на уровне убеждения, владение необходимой информацией о ЗОЖ; готовность к поиску новых путей и возможностей для его оптимизации, наличие четко выраженной направленности на физкультурно-оздоровительную деятельность и физическое совершенствование; творческого развитии, при котором осуществляется творческий подход к оптимизации образа жизни, имеется потребность в личностном развитии, самосовершенствовании; сформирована система знаний о ЗОЖ, своих индивидуальных особенностях, ресурсах здоровья; осуществляется регулярная физкультурно-оздоровительная деятельность; возникающие в жизни проблемы воспринимаются как стимул к их преодолению и дальнейшему личностному развитию; удовлетворение возникает от процесса достижения ценностного отношения к здоровью и его результата. Определены факторы, оказывающие влияние на формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности,
К объективным факторам относятся:
- социально-демографический, раскрывающий влияние возраста, пола, семейного положения, национально-культурных традиций на формирование ценностного отношения к здоровью;
- материально-бытовой, в содержание которого входят удовлетворенность женщины эстетическими и санитарно-гигиеническими условиями физкультурно-оздоровительных занятий, возможность найти для них средства и время, наличие соответствующего инвентаря и спортивной формы, условия быта.
Использованные при подготовке лекции сайты:
1. http://wiki.uspi.ru/index.p....2%D0%B0
2.http://novainfo.ru/archive....ozrasta
3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=555698
4. http://pererojdenie.info/ya-zhen....ma.html
5. http://gburdcz.narod.ru/SUS/12.htm
Категория: Мои статьи | Добавил: zdorovbudu (05.09.2014)
Просмотров: 4047 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: