Главная » Статьи » Мои статьи |
Структура и функции отделения (кабинета) профилактики .
В приказе N 543н указано, что основными функциями Отделения (кабинета) являются: - участие в организации и проведении диспансеризации; - участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров; - раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; - контроль и учет ежегодной диспансеризации населения; - подготовка и передача врачам медицинской документации на больных и лиц с повышенным риском заболеваний для проведения дополнительного медицинского обследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий; - санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и др.). Функциями можно определить структуру отделения (кабинета) медицинской профилактики: - кабинет заведующего отделением (согласно приказу Минздрава России от 15.05.2012 N 543н 1 должность заведующего отделением на 25 тысяч и более обслуживаемого взрослого населения вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики); - кабинеты медицинской профилактики (согласно приказу Минздрава России от 15.05.2012 N 543н 1 должность заведующего кабинетом медицинской профилактики на 10 тысяч взрослого населения); - анамнестический кабинет (кабинет для проведения анкетирования по стандартной форме граждан на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; для заполнения маршрутной карты диспансеризации, подготовки документов и направления пациентов на осмотры врачей-специалистов и лабораторно-инструментальные исследования); - кабинет функциональных (инструментальных) исследований (кабинет для проведения антропометрии, измерения артериального давления, определения экспресс-методом содержания в крови глюкозы и общего холестерина, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом, определение суммарного сердечно-сосудистого риска); - кабинет (учебный класс, аудитория) для проведения школ пациентов и пропаганды здорового образа жизни (предусмотрен приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н в составе поликлиники, отделения медицинской профилактики, центре здоровья); - кабинет централизованного учета диспансеризации (согласно приказу Минздрава России от 15.05.2012 N 543н 1 должность медицинского регистратора для ведения карт учета диспансеризации в поликлинике из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт); - кабинет медицинской помощи при отказе от курения (согласно приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н 1 должность заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики; формируется при обеспечении достаточного потока пациентов желающих отказаться от курения). В медицинских организациях, обслуживающих менее 25 тыс. населения, согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России N 543н от 15.05.2012 отделение медицинской профилактики отсутствует, а имеются только кабинеты медицинской профилактики, из расчета 1 кабинет на 10 тыс. обслуживаемого населения и помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья). В таких организациях для проведения диспансеризации помимо кабинета медицинской профилактики привлекаются другие подразделения для выполнения функций доврачебного приема и координации диспансеризации, централизованного учета диспансеризации (например, кабинет доврачебной помощи, регистратура). Обращает на себя внимание значимое изменение структуры отделения (кабинета) медицинской профилактики в приказе N 543н по сравнению с приказом N 770: отсутствует смотровой женский кабинет, появился кабинет медицинской помощи при отказе от курения. Данное нововведение представляется рациональным, так как в работе поликлиник акушерки смотрового женского кабинета фактически находились в тесном взаимодействии с женскими консультациями (гинекологическим кабинетом) по кадровым вопросам, санитарно-эпидемиологическому порядку, оснащению и др. Необходимо более подробно остановиться на функциях отделения (кабинета) медицинской профилактики, для чего разграничить виды медицинской профилактики. Среди видов медицинской профилактики выделяют первичную, вторичную, третичную профилактику; профилактические осмотры и диспансеризацию; осмотры различных категорий населения - взрослых и детей в зависимости от возраста, беременных, военнослужащих, лиц, занятых на работе с вредными и опасными условиями, государственных служащих, судей и др.; выявление социально значимых заболеваний (туберкулез, венерические заболевания и др.); выявление факторов риска. Первичная профилактика представляет собой такой уклад или образ жизни человека, который обеспечивает оптимальный рост или развитие во все возрастные периоды. Это предполагает целый ряд факторов: грудное вскармливание в детстве, сбалансированное питание, надлежащее санитарно-гигиеническое окружение, рациональный режим труда и отдыха с достаточной продолжительностью сна, оптимальная двигательная нагрузка, хорошая экология и др. Вторичная профилактика - это использование таких мер и способов, помогающих выявлению заболеваний в самом начале из развития. Учитывая, что большинство болезней относится к полиэтиологическим или мультифакторным, предлагается обращать внимание на выявление факторов риска для выбора ранней диагностики. Третичная профилактика направлена на предотвращение ухудшения уже имеющегося заболевания, профилактику инвалидности и смерти после выявления конкретного заболевания или заболеваний у индивидуума. Среди основных принципов в Федеральном законе N 323-ФЗ в пункте 8 статьи 4 указан приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Более подробно он раскрыт в статье 12, которая содержит перечень мероприятий, обеспечивающих приоритет профилактики: 1) разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует заметить, что только 1, 4 и частично 3 пункты могут быть реализованы в кабинете (отделении) медицинской профилактики, так как осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий занимаются эпидемиологи медицинских организаций и Роспотребнадзор, а осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности является задачей дошкольного и школьного отделов детских поликлиник (обучение) и работодателя (трудовая деятельность). Право на профилактику (равно, как и на диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям) является правом пациента, о чем указано в пп.2 пункта 4 статьи 19 закона N 323-ФЗ. Статья 27 Закона N 323-ФЗ не только обязывает граждан заботиться о своем здоровье (п.1), но также вменяет в обязанность проходить медицинские осмотры, а гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - обязательство проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний (п.2). Данная новелла введена в законе впервые, до 2011 года в действовавшем законодательстве отсутствовали обязанности граждан в области охраны здоровья вообще и профилактики в частности. Среди обязанностей медицинских организаций в статье 79 в пункте 3 указана обязанность проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление. Важно отметить, что такая обязанность вменяется не всем организациям, а только тем, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Целая статья (ст.30) Закона посвящена профилактике и формированию здорового образа жизни. Указано, что профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Данный пункт свидетельствует, что профилактика не является только задачей медицинских организаций, к этой важнейшей задаче привлекаются все уровни органов власти, работодатель и общественные организации. Несомненно, что упоминание о проведении профилактических мероприятий, включая профилактические прививки, в рамках программы государственных гарантий поставило точку в споре с рядом ТФ ОМС и страховых медицинских компаний о возможности или невозможности оплат профилактических посещений и вакцинации. Указано, что профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни. Наибольший вес в такой системе мер профилактики призваны сыграть центры медицинской профилактики, регламентируемые приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" в приложениях 24-26. Также говорится, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, должно обеспечиваться путем проведения мероприятий: - информирование граждан о факторах риска для их здоровья, - формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, - создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. Если с информированием граждан и созданием условий для здорового образа жизни имеется некоторая ясность, то формирование мотивации к ведению здорового образа жизни является проблемным. Такой мотивацией более пяти лет занимаются в ряде крупных компаний, таких как ОАО "РЖД", к сожалению, недостаточно успешно. Интересным показалась инициатива главы администрации Пензенской области о мотивации ряда чиновников по нормализации массы тела, когда 4 июня 2013 года он поручил кабинету министров "похудеть и изменить свой образ жизни". Тогда министр здравоохранения Владимир Стрючков получил указание за полгода сбросить 16 кг, а заместителю председателя облспорткомитета Владимиру Жучкову господин Бочкарев дал два месяца на то, чтобы избавиться от лишнего веса. "Не сбросил вес, не привел себя в порядок - уходи из правительства! Как можно, работая в спорткомитете, быть таким пузатым?" - пояснил свое решение Василий Бочкарев. _______________ http://www.gudok.ru/zdr/180/?ID=917018&archive=30736 http://www.kommersant.ru/doc/2214865 На уменьшение действия вредных факторов и привычек направлен принятый в России Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Мнение россиян об эффективности предусмотренных в законе запретов разделилось почти поровну - 51% опрошенных в январе Фондом изучения общественного мнения россиян считают, что в случае принятия антитабачного закона число курильщиков не сократится, 40% думают, что он сможет изменить ситуацию. Источник информации: http://docs.cntd.ru/document/499061846 | |
Просмотров: 7192 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |