Главная » Статьи » Мои статьи |
Период преддошкольного и дошкольного возраста
Преддошкольный возраст – это период развития ребенка от 1 года до 3 лет. Физическое развитие мальчиков и девочек в старшем Я. в. протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см. Рост и вес ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам: рост = рост ребенка 1 года + (5 см × число лет); вес = вес ребенка 1 года +(2 кг × число лет). Если рост и вес ребенка 1 года неизвестны, можно пользоваться средними цифрами — 75 см и 10,5 кг соответственно. Увеличивается также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела, т.к. в этом возрасте в основном увеличивается длина нижних конечностей. Анатомо-физиологические особенности. Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых. Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха. Подкожная клетчатка хорошо выражена. Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Костная система. Содержание кальция в скелете увеличивается и происходит перестройка структуры костной ткани. Однако скелет еще содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной. Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких. К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин. Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается. Происходит постепенный рост сосудов. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела. Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается. Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается. Увеличивается длина кишечника. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени. Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок). Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания. Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга. Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого. Иммунная система. Совершенствуется местный и гуморальный иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Постепенно усиливается образование. Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей. Эндокринная система. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга. Она утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного. Происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условнорефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения. К трём годам ребёнок ребёнок может одеваться сам, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, перешагивать через небольшие предметы, кататься на трёхколёсном велосипеде. Он может говорить сложными предложениями, пересказывать короткий текст, играть в простые игры, запоминать небольшие стихотворения, знает свой пол и возраст. Дошкольный возраст — период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Рост и масса тела. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается , но ориентировочно можно считать, что начиная с 1 года ребенок ежегодно вырастает в среднем на 5 см. Ежегодная прибавка массы тела в дошкольном возрасте составляет в среднем 2 кг: Точная оценка физического развития ребенка возможна только на основании сравнения показателей его роста и массы тела с показателями стандартных ростовесовых таблиц или кривых. Анатомо-физиологические особенности органов и систем. Кожа утолщается, становится более эластичной и стойкой к механическому воздействию. К 5—7 годам в полостях организма и в забрюшинном пространстве появляются скопления жировой ткани, что уменьшает подвижность внутренних органов. Нарастает масса мышечной ткани. К 6—7 годам мышцы кисти достигают развития, позволяющего начать обучение ребенка письму, лепке и т.п. С 6—7 лет интенсивно увеличивается сила мышц. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. Содержание кальция в скелете увеличивается. Окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. К четвертому году жизни значительно уменьшается поясничный лордоз, в связи с чем исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота. К 5—6 годам форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна. В дошкольном возрасте рост лицевого черепа опережает рост мозгового, продолжают формироваться придаточные пазухи носа (околоносовые пазухи). К 4 годам развивается нижний носовой ход. К 6 годам потребность в кислороде достигает максимальной величины- вдвое выше, чем у взрослых. Дыхание становится более глубоким и редким. Частота дыханий уменьшается до 23—25 в 1 мин. к 5—7 годам. Сердечно-сосудистая система становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Форма и расположение сердца почти такие же, как у взрослых. Постепенно урежается частота сердечных сокращений: в 7 лет — 85—90 ударов в 1 мин. АД повышается в среднем до 100/65 мм рт. ст. в 7 лет. Для ориентировочного расчета артериального давления можно пользоваться следующими формулами: для систолического АД — 90 + 2n, диастолического — 60 + n (n — возраст в годах). Происходит дальнейшее развитие желудочно-кишечного тракта. В связи с увеличением секреции пищеварительных желез, повышением активности пищеварительных ферментов более совершенным становится пищеварение. Частота опорожнений кишечника в дошкольном возрасте — 1—2 раза в сутки. Увеличиваются масса и размеры почек. Развивается кроветворная система, возрастает масса костного мозга. Изменяется состав крови: в 4—5 лет происходит повторный перекрест в лейкоцитарной формуле, когда число нейтрофилов и лимфоцитов практически выравнивается. Увеличиваются масса вилочковой железы, масса и размеры селезенки. Продолжает возрастать число лимфатических узлов, развивается лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта. Происходит дальнейшее совершенствование иммунной системы, нарастает уровень комплемента. Развиваются железы внутренней секреции. Совершенствуется гипоталамо-гипофизарная система, увеличиваются размеры гипофиза. Достаточный уровень секреции тройных гормонов гипофиза обеспечивает нормальную динамику роста ребенка и правильное функционирование периферических желез внутренней секреции. Возрастает масса щитовидной железы, гормоны которой необходимы не только для процессов роста, но и для дифференцировки ц.н.с., нормального интеллектуального и психомоторного развития ребенка. Отмечается дальнейшее развитие половых желез (яичек, яичников), их «подготовка» к периоду полового созревания увеличивается масса паращитовидных желез. Продолжается развитие центральной и периферической нервной систем. Возрастает масса головного мозга. Совершенствуются проводящие пути ц.н.с. Происходит дальнейшее развитие органов чувств. Заметно увеличиваются размеры и масса глазных яблок. У детей 6 лет начинает развиваться глубинное зрение. К 6 годам острота зрения достигает 0,86. Объемное восприятие предметов и способность различать цвета хуже, чем у детей школьного возраста. Повышаются острота слуха и способность к дифференцировке звуков. В 6-летнем возрасте острота слуха на слова ниже, чем на тоны. Улучшается обоняние — возрастают чувствительность к запахам и способность к их дифференцировке. Совершенствуются психика, интеллект и двигательные навыки. В этом возрасте дети уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых; в качестве модели для подражания они, как правило, выбирают близких родственников. В это время особенно большое значение имеют устойчивые и доброжелательные взаимоотношения в семье. Словарный запас постепенно увеличивается до 2 тыс. слов и более. В разговоре дети уже используют сложные фразы и предложения, легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ. Они начинают уверенно держать в руках карандаш, рисуют различные предметы, животных. В возрасте 4—6 лет дети начинают играть в «родителей», «дочки-матери», «больницу», выполняя (на уровне своего понимания) роль одного из родителей. При этом проявляется определенный интерес к половым различиям. Во время игр, при расспросе взрослых и сверстников дети постепенно получают информацию о строении наружных половых органов и определенные сведения о деторождении. Удовлетворение потребностей ребёнка. Помещение, в котором находится ребенок, должно соответствовать общепринятым санитарно-гигиеническим требованиям. Необходимы ежедневная влажная уборка, частое проветривание. Ребенка следует постепенно привлекать к уборке комнаты, игрушек. Мебель желательно подбирать о «ответственно возрасту ребенка или максимально приспособить имеющуюся, например, поднять сиденье стула до такого уровня, чтобы локти ребенка свободно лежали на столе, под ноги поставить скамейку. Важное значение имеет правильный выбор одежды и обуви. Для предупреждения плоскостопия обувь должна быть на невысоком каблуке. Купать ребенка и стирать его белье следует только детским средством. Ребенка 3—4 лет купают не реже 2 раза в неделю, 5—7 лет — не реже одного раза в неделю; температура воды должна быть 37—39°, продолжительность купания — 15—20 мин. До 6 лет ребенок должен спать днем один раз, продолжительность сна (дневного и ночного) в 3—6 лет — не менее 12 ч. Необходимо постоянно следить за условиями жизни наблюдаемых детей, давать соответствующие рекомендации по организации ухода за ребенком. Физическое воспитание. физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Физические упражнения лучше проводить через 11/2—2 ч после завтрака или дневного сна, вечером — не позднее чем за 1 час до сна. Занятия физическими упражнениями следует проводить в форме игры. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, с учетом его двигательных навыков, следить, чтобы он не переутомился. Обязательны подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе. В 3—4 года можно учить ребенка кататься на лыжах с мягкими креплениями (на ноги надевают валенки). Катанию на трехколесном велосипеде обучают с трех лет, с 5 лет можно осваивать езду на двухколесном велосипеде. Необходимо, чтобы размеры велосипеда соответствовали росту ребенка: ноги должны свободно доставать до педалей, а руль поднят настолько, чтобы спина была прямой. На санках дети могут кататься самостоятельно с 3—4 лет. Обучать плаванию рекомендуется с 4—5 лет, катанию на коньках — с 5—6 лет. Закаливание. Процедуры должны соответствовать возрасту ребенка, проводиться регулярно в одно и то же время: силу и интенсивность воздействия на организм (температуру, время и др.) следует изменять осторожно и постепенно; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода. Комнату, где находится ребенок, зимой проветривают 3—4 раза в день, в т.ч. перед сном, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть открыты постоянно. Зимой дети дошкольного возраста должны проводить на улице не менее 3—4 ч в день, а летом — большую часть дня. Одежду подбирают в зависимости от характера прогулки и времени года. Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные и солнечные ванны, обтирание. Перед сном можно проводить еще одну водную процедуру — обливание ног. Благотворное влияние оказывает купание в открытых водоемах, при котором на организм воздействуют воздух, солнце и вода. Подготовка к обучению в школе. Следует развивать и воспитывать в детях любознательность. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Необходимо научить ребенка слушать и выделять звуки в словах, что поможет овладеть письмом и чтением. Занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число» на конкретных примерах (например, игрушках, карандашах). В подготовке к письму большую роль играет рисование. Беседы с ребенком способствуют совершенствованию речи малыша, улучшению произношения, развитию мышления. Заниматься с ребенком нужно регулярно, но не переутомлять его. В преддошкольном возрасте у ребёнка одновременно могут возникать разные потребности, которые для своего удовлетворения требуют иногда взаимоисключающих типов поведения. В преддошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха, мотивы соревнования, соперничества и мотив избегания неудач. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предмета, а не только выбор одного из многих. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, и делают выбор в пользу наиболее сильного на данный момент мотива. В преддошкольном возрасте уже появляются потребность во впечатлениях и потребность в активности, а также потребность в поддержке и признании. К пяти годам у ребенка появляется соподчиненность потребностей, желаний. Они приобретают разную силу и значимость. Ребенок начинает переживать как по поводу того, что он делает в денный момент, так и по поводу того, что ему ещё предстоит сделать. К шести годам у детей начинается усвоение этических норм, которые учитываются ребенком при планировании своих поступков. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть свои желания. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими и в сопереживании. Ряд авторов добавляют к этому потребность в познании объектов внешнего мира и стремление к овладению деятельностью. В области познавательного интереса исследователи делают акцент на наличие интереса к деятельности взрослых. Еще одной особенностью данного возраста является социальность возникающих потребностей. Так, ребенок в своей деятельности ориентирован на среду, к которой он принадлежит. Следовательно, потребности, возникающие у ребенка старшего дошкольного возраста, будут определяться нормами и ценностями группы. К возможным проблемам можно отнести отсутствия безопасной окружающей среды, адекватного питания, адекватной физической нагрузки, достаточного пребывания на воздухе, трудности общения. Безопасная окружающая среда. От 1 до 2 лет (ходьба и исследование) – несчастные случаи, связанные с залезанием на что-либо; – пищевые отравления; – несчастные случаи, связанные с исследованием (закрылся в шкафу, залез в ящичек с лекарствами); – опасности, связанные с емкостями для воды (бассейном, прудом, ванной); – порезы; – автокатастрофы. Обстановка, предрасполающая к несчастным случаям: – ситуация спешки родителей; – переезд на новую квартиру; – пребывание на отдыхе; – смена места дневного пребывания; – смена воспитателей; –отсутствие помощи мужа; – стрессовое состоянии в связи со смертью близкого или разводом; – появление в доме новорожденного; –болезнь брата или сестры малыша. Множество трагедий возникает, когда при звонке телефона воспитатель или родитель оставляет ребенка без внимания «только на минутку». Меры безопасности, связанные с лекарствами – Держите ли вы аптечку запертой? – Хорошо ли закрыт пузырек с лекарством, которым вы пользуетесь и держите «под рукой»? – Держите ли вы лекарства в недосягаемом для ребенка месте? – Есть ли у вас дома рвотное? – Избавляетесь ли вы от лекарств с просроченной датой годности? – Недосягаемы ли для ребенка лекарства, ножницы, бритвенные лезвия, булавки и тому подобные предметы? Меры безопасности в ванной комнате – Кладете ли вы на дно ванны коврик, чтобы не поскользнуться? – Имеются ли в кранах ванной прокладки? – Есть ли подкладка у коврика на полу ванной комнаты, препятствующая скольжению? – Удалены ли электрические приспособления от воды? – Недосягаемы ли для ребенка туалетные принадлежности и косметические средства (особенно лак для ногтей и жидкость для снятия лака)? – Держите ли вы закрытой дверь в ванную комнату? (Чтобы ребенок не смог запереться в ванной, снимите внутренний дверной замок либо переставьте его повыше, чтобы малыш не мог дотянуться.) – Низкий ли стульчак и прикрыт ли он запирающейся крышкой? (Дети могут нырнуть вниз головой в унитаз.) – Пользуетесь ли вы пластиковыми (не стеклянными) стаканами для полоскания и мыльницами? – Спускаете ли вы воду из ванны сразу по окончании пользования ею? И, конечно же, никогда не оставляйте без присмотра ребенка в ванне: малыш может захлебнуться, даже если в ней осталось совсем немного воды. Меры безопасности на кухне – Пользуется ли ребенок небьющейся посудой? – Готовите ли вы обычно на задних горелках и поворачиваете ли ручку чайника к крышке плиты, когда ребенок находится поблизости? – Есть ли у ручек горелок защитная крышка? – Есть ли у вас под рукой огнетушитель? (Выбирайте многоцелевой огнетушитель, пригодный для устранения возгорании жидкостей и электроприборов.) – Недосягаемы ли для ребенка ножи? – Нет ли на кухонном столе потенциально опасных предметов, до которых может добраться малыш? – Убраны ли на верхние полки бутылочки с едкими веществами, способными вызвать у ребенка удушье, если разобьются? – Убрали ли вы скользящие по кафельному полу коврики? – Отключаете ли вы от сети электроприборы (миксеры, тостеры), закончив пользоваться ими? – Имеется ли у ребенка специальное место для игр – подальше от кухни? – Снабжены ли дверцы шкафов и крышки приборов защитными замками (их можно легко установить самим); запираете ли вы в шкаф все моющие, осветляющие, растворяющие и другие подобные средства? – Проверьте, не свешиваются ли со стола провода электроприборов и концы скатерти? Учтите, что «недосягаемое для ребенка» место может оказаться гораздо выше, чем вы предполагали, если малыш воспользуется стулом или залезет на ящик. Безопасность при питании – Запрещаете ли вы ребенку носиться по дому с полным ртом (пища может попасть в дыхательные пути)? – Безопасны ли продукты питания, которые вы готовите? (Крупные куски могут застревать в горле ребенка; лучше резать пищу тонкими ломтями – при этом вероятность подавиться меньше, чем если она нарезана кубиками или кружками. Яблоки очищайте от кожуры и нарезайте ломтиками, вынимайте косточки из винограда, размалывайте или давите орехи и семечки.) Меры безопасности в детской комнате или спальне – Безопасна ли обстановка в комнате, где ребенок спит? (См. обсуждение безопасности детской кровати и условия безопасного сна. – Имеется ли на пеленальном столике ремень безопасности? (Никогда не оставляйте на нем без присмотра ребенка даже при наличии такого ремня.) – Остаются ли предметы ухода за ребенком вне его досягаемости, когда он находится на пеленальном столе? Поддержание противопожарной безопасности в доме – На надлежащих ли местах в вашем доме расположены устройства противодымной сигнализации? (Оптимальными местами для их расположения являются потолок в прихожей, коридоры перед спальнями, потолки на каждом этаже, чердаке, в гараже и подвале. Не располагайте детекторы дыма поблизости от вентиляционных отверстий и каждые 3 месяца проверяйте исправность их работы. Заменяйте батарейки по крайней мере раз в год – в определенный день, например, в день рождения, на исходе осени – или в случае падения мощности батареек.) Новым средством противопожарной сигнализации является детский локационный противодымный детектор, подсоединяющийся к окну спальни; он издает звуковой сигнал и красный свет, чтобы указать пожарникам месторасположение детской комнаты. – Есть ли на детской спальне специальные наклейки, указывающие на местонахождение ребенка? (Они продаются в местном пожарном отделении.) Помещайте наклейки на внешний нижний угол двери (пожарные проводят осмотр дома, передвигаясь на коленях). Не наклеивайте их на окна, где они могут указать местонахождение ребенка посторонним. – Не оставляете ли вы зажигалки и спички в пределах досягаемости ребенка? – Избегаете ли вы курить лежа в постели или на кушетке и не оставляете ли незатушенных сигарет? – Сшита ли пижама ребенка из не легковоспламеняющегося материала? – Не забываете ли вы проверить, что огонь погашен, а перед камином есть защитный экран, когда выходите из комнаты или отправляетесь спать? – Безопасны ли ваши электронагревательные приборы? – Если вы используете удлинители, соответствует ли уровень мощности прибора сетевому? (Справьтесь об этом в месте продажи удлинителя.) – Знаете ли вы расположение и действие основного размыкающего переключателя на домашнем электрическом щитке? – Вынимаете ли вы из розеток вилки удлинителя? (Ребенка может ударить током, если он перегрыз провод или заталкивает его в розетку.) – Установлен ли показатель на подогревателе воды на отметке ниже 49 °C во избежание ожога горячей водой из крана? – Отставляете ли вы в сторону чашки с горячим кофе, начиная заниматься ребенком? – Избегаете ли вы подогревать бутылочки с питанием ребенка в микроволновой печи? (Это может привести к ожогу.) Проверка домашней безопасности – Посмотрите, нет ли на полу предметов, которые могут вызвать удушение или опасны? (Например, пластиковые пакеты и упаковочные листы, воздушные шары, ножницы, швейные принадлежности, оружие.) – Держите ли вы пластиковые упаковки и пакеты вне досягаемости ребенка? – Проверяете ли вы расположение свешивающихся тесемок для задергивания штор и шнуров ламп? (Тесемки для задергивания штор должны закрепляться на высоте роста взрослого человека; установите укорачивающие приспособления на шнуры ламп.) – Подвернуты ли углы скатерти, чтобы ребенок не дотягивался до них? (Безопаснее использовать матерчатые подставки под столовые приборы и посуду.) – Сдвигаете ли вы опасные или бьющиеся предметы в центр стола? – Убираете ли вы с пути следования юного путешественника подстилки и коврики, которые могут сместиться? – Есть ли на углах мебели (на столе, журнальном столике) и на облицовке камина резиновые прокладки? (Для предохранения облицовки камина можно использовать самоклеющееся покрытие.) – Изолированы ли неиспользуемые вами электрические розетки? – Регулярно ли вы осматриваете шнуры электроприборов, проверяя, не перетерлись ли они? – Знаете ли вы о токсических свойствах комнатных растений и убраны ли они? – Хорошо ли убрано огнестрельное оружие? – Держите ли вы закрытыми раздвижные стеклянные двери? – Снабжены ли стеклянные двери специальными бирками на уровне глаз ребенка, чтобы помешать ему натыкаться на них? – Хорошо ли закрыты окна и надежны ли ставни? – Имеются ли на окнах предохранительные металлические решетки? (Чтобы малыш не выпал из окна, если откроет его. Если решетки расположены внутри перед оконным стеклом, следите, чтобы ребенок не облокачивался на них.) – Закрыты ли отверстия в балконе защитной сеткой? (Чтобы ребенок не мог пролезть между ними.) А теперь посмотрим, какие опасности могут подстерегать малыша, задумавшего подняться вверх или спуститься по лестнице. – Хорошо ли освещена лестница, не скользкая ли она, есть ли у нее перила? – Предохраняются ли углы ступеней резиновыми полосками или ковром? – Свободна ли лестница от мусора, на котором можно поскользнуться? – Безопасно ли положен ковер? – Используете ли вы загородки безопасности? Кроме того! – Недосягаемы ли предметы с электроприводом и острые инструменты? – Недосягаемы ли краски, растворители, инсектициды и прочие химические вещества? – Закрыты ли стиральная машина и сушка? – Недосягаемы ли для ребенка переключатель или дистанционное управление двери гаража? Меры безопасности во дворе – Надежно ли оборудование на вашем участке, нет ли у используемых вами приспособлений острых углов и расщепленных деталей? – Безопасны ли ваши качели и лесенки для детей? (Они должны быть расположены на расстоянии не менее 6 футов (2 м) от заборов или стены; земля под ними должна быть мягкой для амортизации силы удара при падении. Качели должны быть прочно закреплены в земле, а все детали креплений закрыты защитными пластиковыми колпачками или обмотаны изолентой. Качели с креслом, ремешками или специальным, сиденьем – самые надежные. Они не позволяют детям вставать на ноги на качелях и помогают удержаться. Располагайте сиденье с учетом возраста ребенка, оно должно быть невысоким, но чтобы ноги малыша не задевали за землю. Напоминайте детям, что нельзя стоять позади качелей. На качелях и лесенках не должно быть крючков, острых краев и больших колец, в которые может попасть голова ребенка.) – Безопасно ли расположение садовых шлангов, не лежат ли они на солнцепеке? (Вода в шланге может стать довольно горячей.) – Не подстригаете ли вы траву электрической газонокосилкой в присутствии ребенка? – Безопасны ли снаряды для лазания в вашем дворе? (Очень хорошо использовать для этого резиновые шины.) Безопасность высокого детского креслица – Размещайте креслице подальше от плиты, окна, полок, свешивающихся шнуров для задергивания штор. – Обязательно используйте ремешок безопасности, которым снабжено креслице. Не думайте, что столик, который крепится сверху на кресле, способен сдерживать ребенка. – Убедитесь, что столик надежно закреплен с обеих сторон, поскольку дети пытаются толкать его вперед. – Не разрешайте малышу вставать в креслице. – Выбирайте креслице с устойчивым основанием, иначе оно может опрокинуться, когда ребенок попытается взобраться на него. Периодически проверяйте, не может ли ребенок занозиться, не ослабли ли гайки крепления, не качается ли основание креслица. Безопасность ходунков – Выбирайте ходунки с широким основанием; задние колесики должны располагаться намного дальше центра тяжести ребенка, чтобы ходунки не опрокинулись, когда малыш наклоняется в сторону или откидывается назад. – Если ходунки можно отрегулировать так, что малыш полулежит, проверьте, не опрокинутся ли они, когда ребенок займет такое положение. – Располагайте корзину для покупок точно перед задней осью во избежание опрокидывания. – Проверьте тормозные устройства; такие устройства на двух колесах безопаснее, чем на одном. – Проверьте надежность застежек. Иногда они могут произвольно расстегиваться, тогда ребенок падает. Ходунки с двумя пристегивающими приспособлениями надежнее, чем с одним. – Складывая или раскрывая ходунки, берегите пальцы – свои и ребенка. – Периодически проверяйте, не ослабли ли гайки креплений, не появились ли острые углы, не разболтались ли колеса. Безопасность детского манежа – При использовании деревянного манежа убедитесь, что малыш не просунет голову между планками. Расстояние между ними должно быть таким же, как в детской кроватке (6 см). – Если вы используете манеж с сеткой, убедитесь, что ячейки сетки не настолько малы, чтобы за них могли зацепиться пуговицы ребенка, и не настолько велики, чтобы он мог залезть по сетке вверх. – Никогда не оставляйте малыша в манеже с приспущенной сеткой, ребенок может запутаться в ней. – Не оставляйте свешивающиеся по краям манежа бечевки. – Убирайте из манежа объемные игрушки, по которым ребенок может карабкаться, чтобы выбраться. – Изолируйте выступающие гайки и болты. – Проверьте застегивающие приспособления, которые могут прищемить пальцы ребенка. Источники информации: http://slovare.coolreferat.com http://znaiu.ru/art/400095000.php http://studopedia.net/2_915_period-doshkolnogo-vozrasta.html http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1035 | |
Просмотров: 11530 | |
Всего комментариев: 0 | |