Главная » Статьи » Мои статьи |
Период младшего школьного возраста.
Период младшего школьного возраста начинается в семь и заканчивается в одиннадцать лет. Особенности роста и развития. Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. Начало второго вытяжения – максимальные приросты тела в длину у девочек 10-11½ лет (7-8 см в год); у мальчиков с 13½-15½ лет (8-10 см в год). С 8-9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц. К 10-12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. Начинается половой диформизм физического развития, формирование половоспецифического телосложения. Совершенствование функций органов и систем. Происходит замена молочных зубов на постоянные. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. Нервно-психическое развитие. От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая мотивация сменяется учебной. В 7-9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя. В этом возрастном периоде решается направление развития личности. В 8-10 лет – совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления. Значительный удельный вес конкретно-образного мышления. Особенности эндокринной системы. В 7-9 лет происходит ослабление функции гипофиза. С 10 лет отмечается увеличение продукции соматотропного гормона. Ослабление функции зобной железы. Усиление функции щитовидной железы. Начало функции половых желез. Особенности ЦНС. К 10-12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. В 9-10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС. Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта. Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных патогенных факторов. Это – легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении письмом и чтением (слабость межанализаторной интеграции). Высокая эмоциональная лабильность. Нарушения обучаемости и поведения в школе. В младшем школьном возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это важная особенность данного возраста. Внимание ещё слабо устойчивое, дети не могут длительно сосредотачиваться на выполняемой работе. Слабо развита способность к распределению внимания. Однако хорошо развита переключаемость внимания. Произвольное запоминание находится в стадии формирования и характеризуется слабой управляемостью, преобладает механическая память, в силу чего дети запоминают дословно, причём, не выделяя опорные пункты для лучшего запоминания. Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным. Опасность этого периода в конфликте между желаниями и возможностями. Резкая неудовлетворенность результатами своих действий ведет к развитию чувства неполноценности. Взрослым важно поддерживать дух творчества ребенка. Большое значение имеют отношения со сверстниками. Важна психологическая поддержка, проведение тренингов партнерского общения, формирование отношений доверия и уважения к личности ребенка, ибо в 7-8 лет решается направление развития личности. Режим – достаточный сон. Активная утренняя гимнастика. Спорт – лыжи, коньки, плавание. Пребывание на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Ограничение работы с компьютером, телевизионных передач. Физическая активность. Закаливание – обтирание по пояс, контрастный душ. Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности человека. В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу. Решая учебную задачу, ребенок вынужден, напр., направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям и т. п. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т. е. требует внутреннего плана действий. Произвольность психических функций и внутренний план действий — проявления способности ребенка к самоорганизации своей деятельности. Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для детей М. ш. в. характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость. С поступлением ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. Возникает новая структура социальных отношений: система «ребёнок – взрослый» дифференцируется на две: «ребёнок – учитель» и «ребёнок – родители». Также сохраняется система «ребёнок – дети». Система «ребёнок – учитель» начинает уже определять отношения с родителями и отношения ребёнка с детьми. Система «ребёнок – учитель» становится центром жизни ребёнка, от которой зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые отношения «ребёнок – учитель» становятся отношением «ребёнок – общество». Ситуация «ребёнок – учитель» начинает пронизывать всю жизнь ребёнка. Если в школе хорошо, то, как правило, и дома хорошо, и в отношениях с детьми – тоже. Такая ситуация и является социальной ситуацией развития младшего школьника, которая, в свою очередь, требует новой ведущей деятельности, которой становится - учебная. При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие. Переход к обучению в школе – один из главных кризисный момент развития ребенка. Специалисты рассматривают его как первый кризис трансформации, степень успешности прохождения которого может стать как защитным фактором, так и фактором риска появления проблем, характерных для младшего школьного возраста. Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольного возраста. Такими общими чертами в частности являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и запечетлеваемость, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия девиантного, неадекватного поведения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Поэтому именно возраст 7-10 лет является временем первых проб сигарет, психоактивных веществ, с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уровнять себя с недоступным ранее взрослым. Новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции; • отмечается нарастание тенденции подчеркнуть свою индивидуальность, свою принадлежность к определенной группе; • на протяжении младшего школьного возраста развивается также рефлексия — способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами; • общее направление развития эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий; • эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами); • именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятиях спортом, музыкой. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье. Безопасная окружающая среда Обучите детей поведению при пожаре. Покажите детям, какими выходами пользоваться; запретите им возвращаться в горящий дом за забытой игрушкой; научите их пригибаться, поскольку дым струится вверх, и на четвереньках добираться до двери или окна, а также не отпирать дверь с горячей ручкой, поскольку по другую ее сторону может бушевать пламя; объясните, что в этом случае надо вылезать через окно. Тушение огня Научите детей, как нужно вести себя, если их одежда воспламенилась: 1. Остановись! (Бег способствует более сильному возгоранию.) 2. Падай! (Немедленное падение на землю.) 3. Крутись! (Это помогает сбить пламя.) Источники информации: http://www.owoman.ru/med....et.html http://biofile.ru/psy/11561.html http://school-box.ru/obrazov....ta.html http://psy.bspu.by/psy_pozn/docs/1-1-2.htm http://psyera.ru/4760/mladshiy-shkolnyy-vozrast http://www.plam.ru/healt....tkadoc2 | |
Просмотров: 4941 | |
Всего комментариев: 0 | |