Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Период грудного возраста.
Период грудного возраста длится от 29-го дня жизни до года.
В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.
Особенности роста и развития. Интенсивное нарастание массы тела. К 4½ мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10-10½ кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75-77см. Окружность головы к году составляет 46-47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый – в возрасте 3-4 месяцев – связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости ври первом общении со взрослыми. Второй – в возрасте 7-8 месяцев – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик – 11-12 месяцев – начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.
Наиболее характерная особенность ребенка в это время – значительное усиление обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем, и, прежде всего, органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы.
Высокая интенсивность обменных процессов, быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют более строгого, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления пищевых веществ и кислорода в расчете на 1 кг массы тела. Вместе с тем незрелость анатомических структур, функциональная ограниченность желудочно-кишечного тракта и дыхательного аппарата вызывают необходимость особого подхода при вскармливании таких детей, а также создания соответствующих условий для обеспечения нормальной дыхательной функции. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения, диспепсий.
Нормальное физическое и психомоторное развитие грудного ребенка, надлежащая сопротивляемость организ­ма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном построении питания, адекватном возрасту режиме, уходе, закаливании. Для защиты от инфекции особенно важны естественное вскармливание в течение 1-го года жизни, гигиенический уход, а также своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцинации.
Особенности ЦНС. К году происходит увеличение массы мозга в 2-2½ раза. Отмечается интенсивная дифференцировка нервных клеток мозга в первые 5-6 месяцев жизни ребенка. Большое значение в развитии имеет ориентировочный рефлекс, отражающий врожденную потребность ребенка в движении и деятельности органов чувств. Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи. Имеет большое значение возникновение связи между словами и ответными двигательными реакциями ребенка, затем связывание малышом зрительного и слухового восприятия объектов со словами, названиями предметов при их показе, связи с отдельными действиями («дай», «покажи») – это оптимальный ход развития, необходимый как основа для последующих периодов детства. Потребность контакта со взрослыми определяет психическое развитие ребенка.
Особенности иммунитета. По сравнению с периодом новорожденности происходит некоторое снижение количества Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского IgG, начиная с 2-3 мес. В 4-6 мес наблюдается первый критический период иммунитета, который характеризуется ослаблением пассивного гуморального иммунитета, полученного от матери, и отмечается самый низкий уровень специфических антител – физиологическая гипоиммуноглобулинемия. Синтез собственного IgG начинается ребенком с 2-3 мес жизни, постоянный уровень его устанавливается после 8 месяцев – 1 года.
Наблюдается высокая чувствительность к респираторно-синцитиальным вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам; атипично протекает корь, коклюш, не оставляя иммунитета.
Грудное вскармливание
Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка первого года жизни является материнское молоко, так как основные пищевые вещества — белки, жиры и углеводы в нем находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении 1:3:6 (в коровьем 1:1,2:1,4). Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при тем­пературе тела, почти стерильным, содержащим бактерицидные ве­щества. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно не-антигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способ­ствует формированию контакта ребенка с матерью.
Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.
Правильное питание и соблюдение кормящей женщиной режима во многом предупреждают гипогалактию. Однако она нередко развивается и у женщин, придерживающихся режима и рационального питания.
Гиполактия бывает первичной и вторичной. Первичная гипога-лактия обычно возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению. В таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм.
Женщины, особенно первородящие, нередко страдают от предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или ощущения переполненности грудных желез на 4—5-й день после родов.
Чувствительность сосков — одна из проблем первого периода кормления грудью. Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неумелым при­кладыванием ребенка к груди. При кормлении необходимо менять положение ребенка, чтобы изменить силу давления на разные участки соска. Другая причина — недостаточное питание, в результате которого голодный ребенок сосет более активно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность корм­ления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди. Рекомендую посмотреть обучающий фильм: http://www.youtube.com/watch?v=RF3-1lD9jFU
Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:
• избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом;
• не пользоваться кремами и аэрозолями;
• после кормления оставлять несколько капель молока на сосках, чтобы они высохли на воздухе;
• держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней мере ночью;
• следить за тем, чтобы соски всегда были сухими.
Если ребенок сосет нормально и в правильном положении, а соски остаются чувствительными, следует искать другие причины. Возмож­но, у ребенка молочница, тогда соски матери могут инфицироваться и появится их болезненность. В этом случае необходимо лечить и мать и ребенка. Может иметь место психосоматическая болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать испыты­вает чувство беспокойства и неуверенности в способности кормить ребенка грудью.
Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кор­мить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц. Тре­вожное настроение женщины может быть связано и с тем, что она бес­покоится о происходящем в ее отсутствие дома, о будущем уходе за малышом.
Одной из важнейших проблем при вскармливании детей первого года жизни является развитие у матери вторичной гипогалактии. При ее возникновении применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ, стимуляция ультразвуком, витамины А, Е, РР, глутаминовая кислота, апилак, гидролизат сухих пивных дрож­жей.
Кормление ребенка материнским молоком может быть противо­показано по причинам, связанным со здоровьем матери и ребенка.
В первые 6 месяцев жизни основные пищевые вещества поступают в организм ребенка с грудным молоком. В практике широко пользуют­ся объемным методом расчета питания ребенку первого года жизни. По этому методу суточный объем молока со 2-й недели до 2 месяцев жизни составляет 1/5 массы тела, в 2—4 месяца — 1/6, в последующем — не бо­лее 1 л.
Дети первого года жизни вскармливаются 6—7 раз в сутки с перерывом между кормлениями 3—3,5 ч с 6—6,5-часовым ночным пере­рывом. В возрасте от 1 до 5 месяцев дети в основном должны получать пи­тание 6 раз через 3,5 ч с 6,5-часовым ночным перерывом. С 5 до 12 месяцев ребенку дают пищу 5 раз в сутки через 4 ч с 8-часовым ночным пере­рывом. Детей после года обычно кормят 4 раза в день.
Прежде говорилось, что кормление ребенка строго по часам обеспечивает ритмичную де­ятельность органов пищеварения, в результате чего вырабатывается условный рефлекс на время, устойчивый аппетит и лучше усваивается пища. Ночью кормить ребенка нецелесообразно, а в случае беспокой­ства можно дать ему несколько чайных ложек кипяченой воды. Однако, в последние годы рекомендуют свободное кормление по требованию ребёнка, а также не исключают прикладывания ребёнка к груди в ночное время. Это благотворно сказывается на лактации, и психоэмоциональном состоянии матери и ребёнка.
Наряду с этим в последнее время признается целесообразность свободного вскармливания. При этом строгое дозирование пищи необязательно и возможны отклонения во времени приема до 30 мин в ту или другую сторону, что дает возможность индивидуализировать режим питания. Кроме того, замечено, что в различные часы суток ребенок высасывает неодинаковое количество молока и, находясь на свободном режиме, может полностью удовлетворить свои потребнос­ти, хорошо прибавлять в массе.
В промежутках между кормлениями грудью нужно давать детям кипяченую воду (неподслащенную) по 30—50 мл, а в жаркое время года до 100 мл в сутки. Со 2-го месяца в рацион ребенка вводят фрукто­вые соки с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая их количество, которое должно равняться числу месяцев, умноженному на десять, например в 5 месяцев — 50 мл.
В первое время лучше использовать яблочный или черносмороди­новый сок, а с 3—3,5 месяцев можно дать клюквенный, сливовый, абрикосовый, вишневый, морковный. Малиновый, клубничный, цитрусовый, гранатовый, томатный соки вводят осторожно детям после 4 мес. Очень терпкие и кислые соки разводят кипяченой водой и слегка подслащивают. Виноградный сок детям грудного возраста не реко­мендуется из-за повышенного содержания глюкозы, которая усили­вает процессы брожения в кишечнике.
Детям с неустойчивым стулом полезны вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный соки, а при склонности к запорам — оранжевые соки (морковный, томатный, абрикосовый), а также сли­вовый, свекольный.
Наряду с натуральными можно использовать и консервирован­ные соки, выпускаемые промышленностью специально для детского питания. Их назначают в те возрастные периоды, что и свежие.
С 2,5 месяцев ребенку рекомендуется тертое яблоко; можно давать пюре из бананов, абрикосов и других фруктов, а также плодово-овощные и фруктово-ягодные консервы для детского питания. Фрук­товое пюре вводят в рацион ребенка начиная с 3—5 месяцев и постепенно увеличивают с 20 г до 50 г к 5 мес.
С 3—4-недельного возраста для профилактики рахита назначают 400—500 ЕД витамина D^ под контролем пробы Сулковича.
В 4,5—5 месяцев в рацион ребенка вводят яичный желток, начиная с 1/8 и постепенно доводя до 1/2 желтка в день. Лучше добавлять жел­ток, сваренный вкрутую, к грудному молоку, что уменьшает возмож­ность аллергизации организма и заражения вирусными заболевания­ми. Творог, сливки, сахарный сироп до 5-месячного возраста вводят лишь при необходимости коррекции питания.
Независимо от количества молока у матери ребенок с 4,5—5 месяцев должен получать прикорм. Более раннее введение прикорма (с 4 месяцев) можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях. В жаркое время года, а также при острых заболеваниях ребенка, осо­бенно при кишечных расстройствах, прикорм назначается в более поздние сроки — 5—5,5 мес. При введении прикорма следует соблю­дать следующие правила:
• давать прикорм перед кормлением грудью;
• вводить прикорм постепенно, начиная с 1—2 чайных ложек, в последующем заменяя полностью прикормом одно кормление по ис­течении 7—10 дней;
• переходить к другому виду прикорма только после того, как ре­бенок привыкнет к первому;
• блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протерты­ми, гомогенными, переходить к более густой пище надо постепенно, с возрастом приучая ребенка к жеванию;
• при получении ребенком любого прикорма дополнительно давать белок из расчета 0,5 г/кг массы тела на каждый новый при­корм, для чего используют творог, желток, мясной фарш и др.
Первым прикормом может быть овощное пюре, которое следует назначать детям с экссудативно-катаральным диатезом, рахитом, ожирением, анемией, недоношенным. Особенно полезны овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей: горошка, тыквы, моркови, кабачков, свеклы, картофеля, при этом последний не дол­жен составлять более 1/2 общего объема блюда.
Через 10—14 дней после введения первого прикорма постепенно вводят второй прикорм — 5 % кашу, которая со временем заменяется 8—10 % кашей на цельном коровьем молоке. Хорошо готовить смешанные каши из муки различных круп (овсяной, гречневой, рисовой). В кашу добавляют 5 % сахара, 3 % сливочного масла. При склонности ребенка к поносам дается рисовая каша, при запорах — овсяная. Полезно готовить сочетанные блюда из овощей или фруктов и круп.
С 6—6,5 месяцев в рацион вводят мясной бульон (30—50 мл) с сухариком из белого хлеба. Можно готовить кашу или овощные пюре на мясном бульоне. С этого же возраста назначают мясной фарш, начиная с 1/2 чайной ложки, постепенно доведя до 30 г, дважды пропуская вареное мясо через мясорубку и протирая через сито. Полезно раз в неделю давать ребенку печеночное суфле, 2 раза в неделю — рыбный фарш (треска, морской окунь, серебристый хек и др.), а также использовать мясные консервы, которые выпускаются для детского питания.
С 8 месяцев вводят третий прикорм — еще одно кормление грудью заменяют цельным молоком или кефиром с сухариком или печеньем.
С 10 месяцев вводят четвертый прикорм — кефир или цельное молоко.
Ребенку 9—10 месяцев можно давать мясо в виде фрикаделек, а к концу года — в виде паровой котлеты.
С 11—12 месяцев последнее кормление грудью заменяют кефиром или цельным молоком.
Угасание лактации наступает на 3—4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая по­вязка, в течение 2 дней ограничивается количество жидкости.
Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года ( лучше продлить кормление грудью до осени), при лихорадочных состояниях, расстройствах питания и пищеварения, при проведении профилактических прививок. Для оценки эффективности вскармливания определяют массу и длину тела, уровень психомоторного развития, делают анализ крови, производят расчет питания (белки, жиры, углеводы, калории и соответствие их возраст­ным потребностям ребенка).
Вскармливание ребенка считается правильным, если состояние и настроение его хорошие, физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту, нормальный состав крови, хорошая защитная реакция организма и редкие заболевания острой вирусной инфекцией (не более 3 раз в году).
Очень важно своевременно установить недокорм ребенка, который можно предположить при:
• изменении поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывы между кормлениями);
• уменьшении числа мочеиспускании (меньше 15 раз в сутки у детей первого и меньше 10 раз у детей второго полугодия жизни);
• изменении характера стула у ребенка (склонность к запорам);
• снижении нарастания массы тела;
• уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем на конечностях;
• наличии анемии (железодефицитной);
• изменениях кожи, слизистых оболочек, волос, признаках гиповитаминоза.
Для установления недостаточности количества грудного молока необходимо в течение 1—2 дней перед началом и после окончания прикладывания к груди произвести контрольное взвешивание и не­достающее количество пищи заменить смесями, одновременно прове­дя лечение гипогалактии.
Смешанное вскармливание.
Смешанным вскармливанием принято считать дачу в первые 6 месяцев жизни ребенка в качестве докорма смесей, цельного молока наряду с грудным.
При переходе на смешанное вскармливание важно, чтобы грудное молоко оставалось основным в питании ребенка. В качестве докорма даются смеси «Малютка», «Малыш», «Симилак», «Линолак». Докорм необходимо вводить постепенно, давать после кормления грудью и только с ложечки.
После того как дети привыкнут к докорму, его можно давать в виде отдельных кормлений, чередуя с грудным. При этом грудное кормление должно быть не менее 3 раз, так как при редких прикладываниях ребенка к груди лактация угасает. При отдельных кормлениях ребенка смесями надо предусмотреть, чтобы высасывание смеси через соску из бутылочки было затрудненным и вызывало бы напряжение, подобное возникающему при сосании груди. Для этого в корот­кой плотной соске надо сделать маленькое отверстие. Важно следить, чтобы положение бутылочки во время сосания было правильным и ребенок не заглатывал воздух.
Искусственное вскармливание.
Искусственным вскармливание считается, когда грудное молоко составляет менее 20 % общего суточного объема пищи.
Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у ма­тери полностью отсутствует грудное молоко или состояние ее здо­ровья не позволяет кормить ребенка грудью. Однако в первые 3 месяца жизни необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским женским молоком.
В настоящее время для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни используются адаптированные сухие и кислые молочные смеси.
С 4—4,5 мес при смешанном и искусственном вскармливании вво­дится первый прикорм, последовательность назначения блюд при­корма такая же, как при естественном вскармливании.
При смешанном и искусственном вскармливании важно придер­живаться следующих правил:
• периодически (как минимум 1 раз в месяц) производить расчет количества необходимой ребенку пищи, исходя из средней потреб­ности в белках, жирах, углеводах и калориях. При этом суточное ко­личество пищи по объему не должно превышать 1 л;
• следить, чтобы соотношение между белками, жирами и углево­дами составляло 1:1, 5:4, а количество калорий было на 10 % больше, чем при естественном вскармливании.
Безопасная окружающая среда.
Один из трех умерших детей погибает вследствие несчастного случая. Однако большинство из них можно предотвратить.
Предрасположены к несчастным случаям и дети, тянущие все в рот. Чаще малыш берет игрушку, некоторое время изучает ее и лишь затем отправляет в рот для дополнительного анализа, в то время как «сосатель» прежде всего пробует ее на вкус. Такой ребенок больше предрасположен к несчастным случаям, связанным с проглатыванием предметов и асфиксией (удушьем).
Ребенком, который не обнаруживает признаков страха одиночества и самостоятельно исследует окружающее пространство, тоже подвержен несчастным случаям в большей степени, чем ребенок, который не отваживается ступить на незнакомую территорию без одобрения родителей.
Когда малыш начинает ползать, рекомендуется опуститься на четвереньки и, передвигаясь таким образом из комнаты в комнату, посмотреть на вещи глазами малыша, чтобы определить, какие предметы находятся в пределах его досягаемости.
Наиболее распространенные несчастные случаи соответственно стадиям развития ребенка.
От рождения до 6 месяцев (верткость и стремление дотянуться)
– ожоги;
– автокатастрофы;
– выпадение из кроватки;
– падение со стола, на котором вы переодеваете ребенка, или из детского креслица.
От 6 до 12 месяцев (ползание и ходьба)
– несчастные случаи, связанные с игрушками (острые концы, петли, заталкивание в рот частей игрушек);
– падение с высокого детского креслица;
– ушибы об острые углы стола;
– ожоги от сигарет;
– несчастные случаи из-за привычки все хватать: ожоги от горячего кофе, порезы об осколки бьющихся предметов;
– несчастные случаи при ходьбе на прогулках;
– автокатастрофы.
Рекомендую к просмотру учебный фильм на странице: http://www.youtube.com/watch?v=OdI23fkK5ic
Источники информации:
http://valeologija.ru/knigi....ozrasta
http://www.owoman.ru/med/3466_period_grudnogo_vozrasta.html
http://www.coolreferat.com/%D0%A0%....2%D0%B0
Категория: Мои статьи | Добавил: zdorovbudu (29.08.2014)
Просмотров: 2259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: