Главная » Статьи » Мои статьи |
Особенности работы медсестры с детьми (ПМ 02.01.01).
В подготовке детей к обследованию велика роль медсестры, которая проводит с ними значительную часть времени. От ее знаний и умений отвлечь малыша, успокоить зависит поведение ребенка во время процедуры. В общении с детьми особенно недопустима небрежность персонала, не говоря уже о грубости. В основу работы медицинской сестры должен быть положен принцип, максимально щадящий психику больного ребенка; максимальное ограждение ребенка от отрицательных эмоций, связанных с медицинскими манипуляциями. Следует избегать насилия над ребенком при обследовании, проведении разных медицинских процедур. Для этого необходимо использовать все возможные методы, позволяющие снять состояние страха у маленького пациента. Одним из таких приемов является терапевтическая игра. Игра является важной частью жизни ребенка и поэтому помогает ему преодолевать беспокойство и депрессию. Терапевтическая игра включает два этапа: • подготовку детей к процедурам; • общение с ними соответственно их возрастным группам. Подготовка детей от рождения до 6 лет к процедурам ведется с родителями, от 12 до 14 лет - без родителей. Подготовка к процедуре начинается: • за 30 мин - 1 час у детей до 3 лет; • за 1-4 часа у детей до 5 лет; • за 1-2 часа у детей до 15 лет. Дети от 1 года до 3 лет не имеют представления о времени, поэтому время процедуры можно связать со сном. Например: «Это будет после сна». Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует». Действия медсестры: • хвалить поведение ребенка во время процедуры; • подготовить игровой материал и необходимое для этой процедуры оборудование, инструментарий, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его; • позволить ребенку «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому, поиграть (по возможности) или «примерить» кукле; • не применять отрицательной лексики: «не делай!», «не двигайся!» и т.п.; • предупредить о возможности боли (обезболить) или сказать о возможной боли во время процедуры. Дети от 3 до 5 лет обладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина, они боятся телесных повреждений. Им необходимо в деталях представить ход процедуры. Действия медсестры: • ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами, потрогать (в ходе терапевтической игры); • ответить на все вопросы, которые ребенок задает о процедуре; • успокоить; • наблюдать за поведением ребенка и определить симптомы проявления боли. Дети в 12 лет способны понимать многие вещи. Они любят использовать во время терапевтической игры кукол, макеты, и т.д. Их желательно изолировать от сверстников во время подготовки к процедуре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание). Действия медсестры: • объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре; • отвлечь внимание ребенка, вводя элементы терапевтической игры; • успокоить. Дети от 12 до 15 лет стремятся к независимости и индивидуальности, их пугают неудачи, изменения, происходящие в их внешности, поэтому: • с ними нужно открыто обсудить проблемы; • в терапевтической игре использовать анатомические атласы, рисунки, макеты, оборудование; • объяснить ясно и в деталях, что они увидят, услышат, почувствуют; • предложить дыхательные упражнения для устранения стресса или боли. После окончания исследования ребенка нельзя оставлять одного, следует посидеть возле него, взять его на руки. Отвлекающими моментами являются чтение книг, показ интересной игрушки, оказание помощи старшими детьми младшим. При этом по реакции пациента медицинская сестра оценивает состояние ребенка, чтобы затем внести соответствующие коррективы. Эти показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах проведенного сестринского процесса. Медицинская сестра, работающая в тесном контакте с родителями больного ребенка, играет существенную роль в подготовке его к обследованию и болезненным лечебным процедурам. Терапевтическая игра как один из приемов подготовки ребенка к медицинским процедурам: • помогает ребенку отличать воображаемое от действительности; • уменьшает страхи больного ребенка; • способствует адаптации ребенка к процедурам и медицинскому окружению; • помогает преодолеть беспокойство и депрессию, почувствовать защищенность и заботу со стороны медицинского персонала; • способствует более быстрому выздоровлению ребенка. Внешние проявления панического страха у детей перед лечением достаточно разнообразны: эмоциональный компонент в виде чувства волнения, беспокойства, испуганное выражение лица, слезы, истерика, замкнутость – проявляются у детей в разной степени выраженности, и это зависит от личностных особенностей пациента. Чтобы добиться спокойного поведения ребёнка, врач и сестра должны войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым. В случае когда боль связана с манипуляциями, возникает проблема ожидания боли. Ребенок, врачи и родители знают, что предстоит некоторая болезненная процедура, потому очень большое значение имеет подготовка ребенка к предстоящим ощущениям. Необходимо выяснить у родителей, как ребенок относится к мелким болезненным манипуляциям, когда лучше ему сообщить об этом и каким образом рассказать. Некоторых детей лучше предупредить заранее, объяснить необходимость проведения тех или иных процедур, для других легче, если какая-то неприятность будет неожиданной и не нужно ничего говорить заранее в связи с реакцией переживания и страха. В случае мелких манипуляций типа инъекций очень важную роль играет беседа с родителями, с ребенком, беседа родителей с ребенком и беседа детей между собой. Особенно важна беседа детей между собой, так как дети порой больше доверяют друг другу и лучше объясняют свои ощущения. Иногда врач просит: «Спроси, пусть он тебе расскажет!» Пример ближнего, товарища по играм и товарища по несчастью лучше влияет. Очень важно не обманывать детей и не говорить, что будет не больно (например, что кровь брать не больно). Больно. Нужно сказать: «Будет больно, но не очень»; «Больно, но быстро пройдет». И обычно такая тактика себя оправдывает. В амбулаторной практике все манипуляции необходимо стараться выполнять с применением обезболивающих средств (типа обезболивающих кремов, которые применяются для внутривенных инъекций). Однако отсутствие подобных средств, к сожалению, приводит к тому, что эти процедуры выполняются без обезболивания. Возникающая негативная реакция со стороны ребенка в значительной степени усиливается еще и страхом, который он испытывает перед проводимой манипуляцией или вмешательством. Одно из правил амбулаторной анестезии — это психологическая подготовка ребенка к предстоящей манипуляции. Она включает в себя подробное объяснение характера предстоящей процедуры или вмешательства, а также успокоение ребенка и обязательное присутствие мамы. Это дает хорошие результаты: ребенок очень быстро перестает переживать, и его поведенческие реакции не меняются, т.е. он очень быстро приходит в себя или спокойно относится к процедуре. Что касается более серьезных и более болезненных вмешательств, при них обязательно должна применяться анестезия, а для уменьшения психологических реакций — седативные препараты. При этом врач должен оценить интенсивность предстоящей боли у каждого конкретного ребенка, и при необходимости и желании ребенка этот вопрос обсуждается с ним (если он достиг соответствующего возраста). Например, костномозговые пункции выполняются с кратковременным общим наркозом, если ребенок сам выбирает этот метод. И даже если доктор считает, что быстрее и легче эту процедуру провести с местным обезболиванием и боль будет минимальной, но ребенок очень боится, необходимо выполнить его просьбу. Таким образом, психологическая подготовка, обсуждение с ребенком и выбор наиболее подходящего способа анестезии в значительной мере позволяют избежать негативных реакций и обид ребенка на врача и на медицинский персонал. Детей замкнутых и гиперактивной сначала необходимо отвлечь от проблемы, создать условия эмоционального покоя. Пути реализации могут быть различными: наличие детских игровых комнат и прослушивание спокойной музыки, показ интересных мультфильмов, дарение призов за хорошее поведение – все, что интересно детям. На примере терапевтической игры видно применение всех этапов сестринского процесса и возможные пути решения проблем пациента. Источник информации: Педагогика в сестринском деле. Пшеничная Л.Ф. - М.: Феникс, 2002 - 354 с. (Среднее профессиональное образование). http://www.mif-ua.com/archive/article/1324 http://knowledge.allbest.ru/medicin....> | |
Просмотров: 15933 | |
Всего комментариев: 0 | |